Консультирование по вопросам внешнеэкономической деятельности, включая консультации по валютному, налоговому, таможенному законодательству

 

В соответствии со ст.1, ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 N 183-ФЗ, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Данный закон устанавливает требования к внешнеэкономическим сделкам и операциям:

  • Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст.18, ФЗ «Об экспортном контроле»);
  • Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых[1] товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации подлежат лицензированию (ч.1, ст.19 ФЗ «Об экспортном контроле»);
  • Российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов (п.1, ст.20 ФЗ «Об экспортном контроле»);
  • Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль (включены в списки контролируемых товаров и технологий, утверждаемых Президентом РФ) подлежат государственной экспертизе (ч.1, ст.21 ФЗ «Об экспортном контроле»).

 

Лицензирование, экспортный контроль и проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, ее полномочия закреплены  Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г, № 1085. Участники внешнеэкономической деятельности обязаны представлять информацию об их деятельности по запросам данного органа, а также вести учет всех совершенных внешнеэкономических сделок (ч.1, ст.23 ФЗ «Об экспортном контроле»).

                Как уже было упомянуто, существует несколько направлений внешнеэкономической деятельности. Целесообразнее будет остановиться на каждом из них более подробно. В основу классификации положено определение внешнеэкономической деятельности из ФЗ «Об экспортном контроле»:

  • Внешнеторговая деятельность;

Особенности ведения внешнеторговой деятельности регламентированы ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ. В п.4, ст.2 этого закона «внешнеторговая деятельность» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Участниками внешнеторговых сделок могут быть любые российские и иностранные юридические лица. В п.3, ст.6 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дана дефиниция внешнеторговой бартерной сделки. Это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. На каждую бартерную сделку необходимо оформлять паспорт, то есть специальный документ, в котором должно быть указано:

 

1) дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;

2) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара;

3) перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;

4) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

 

Помимо установления обязательности ведения паспортов на сделки, существуют и другие способы государственного контроля. В ст.12 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается закрытый перечень способов государственного регулирования таковой деятельности:

 

1) таможенно-тарифное регулирование (установление ввозных и вывозных таможенных  пошлин в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17,);

2) нетарифное регулирование (количественные ограничения на определенные виды товаров, распределение квот, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт или импорт определенных товаров, антидемпинговые и компенсационные меры);

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) прочие меры экономического и административного характера.

 

    В законе устанавливается национальный режим для товаров из иностранных государств (запрет установления дифференцированных ставок налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров[2]) и национальный режим в отношении внешней торговли услугами (иностранным исполнителям предоставляется не менее благоприятный режим, чем российским исполнителям услуг на территории Российской Федерации[3]).

 

  • Производственная кооперация;

Производственная кооперация – это «одна из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда[4]». Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, для обрабатывающей промышленности. Эта разновидность внешнеэкономической деятельности урегулирована Соглашением стран СНГ от 23.12.1993 «Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств». В соответствии со ст.5 Соглашения, участники СНГ обязались не применять ввозные и вывозные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации, в рамках таможенных режимов переработки. Совершая внешнеторговые сделки с партнерами из стран СНГ, участники могут отчуждать произведенную ими продукцию (работы, услуги) по ценам, определяемым ими по согласованию между собой (ч.1, ст.8 Соглашения). Им также предоставлена свобода в осуществлении расчетов в наиболее удобной для сторон валюте, путем свободного открытия счетов в национальных банках (ст.7 Соглашения).

  • Инвестиционная деятельность;

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 N 160-ФЗ.  Иностранные инвестиции - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации[5].

В РФ признаются следующие категории  инвесторов:

-иностранное юридическое лицо;

-иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

-международная организация;

-иностранный гражданин;

-лицо без гражданства.

 

Правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) указанных лиц определяется в соответствии с правом государства их регистрации (для юридических лиц), или государства гражданства (для иностранного гражданина), или государства, являющегося местом постоянного проживания (для лиц без гражданства). Правоспособность международной организации определяется международным договором о ее создании. Это положение закона очень важно, так как объем и характер субъективных прав таких лиц будут определяться по их собственному праву, а не по праву Российской Федерации. Что же касается режима их деятельности в России, то это национальный режим, то есть не менее благоприятный, чем предоставляемый российским инвесторам (п. 1,ст.4 ФЗ «Об иностранных инвестициях  в РФ»).

 Ряд статей в данном законе посвящен гарантиям прав иностранных инвесторов:

-гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;

-гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;

-гарантия свободы договора при передаче прав и обязанностей иностранным инвестором другому лицу;

-гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

-гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;

-гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельности;

-гарантия использования на территории РФ и перевода за ее доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

-гарантия на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

-гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

-гарантия участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

-гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Очевидно, что наличие в законе такого подробного и обстоятельного списка гарантий свидетельствует о желании РФ сотрудничать с иностранными инвесторами и привлекать иностранные инвестиции.  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 N 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» на Министерство экономического развития возложена обязанность по координации  деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению  в  экономику  РФ  прямых иностранных инвестиций. А согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.1995 N 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации» был создан вышеназванный Центр. Цель его деятельности – «информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов[6]».

Стоит отметить, что защита прав иностранных инвесторов в РФ осуществляется не только на национальном, но и  на международном уровне. РФ ратифицировала Сеульскую Конвенцию об учреждении Многостороннего Агентства по Гарантиям Иностранных Инвестиций (МАГИ) от 11.10.1985 г. МАГИ осуществляет страхование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (т.е. от политических (экспроприация, национализация инвестиций), договорных (нарушение договора) и форс-мажорных (война, гражданские беспорядки) рисков. Предоставляемые гарантии утверждаются правительством той страны, в которую осуществляется вложение инвестиций. В случае кристаллизации оговоренного риска потерпевшему инвестору выплачивается сумма гарантии. Также Россией была ратифицирована Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18.03.1965 г. На основании этой Конвенции был созданный международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), в который может обратиться иностранный инвестор за защитой его прав и интересов.

 

  • Валютная деятельность.

ФЗ «О валютном регулировании валютном контроле» от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ является основным нормативно-правовым актом, регулирующим валютную деятельность в РФ.  Закон устанавливает категории резидентов и нерезидентов, смыслом которых является установление круга их прав и обязанностей.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

 

Нерезидентами являются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов[7].

 

Валютные операции между резидентами, по общему правилу, запрещены.

 

Нерезиденты имеют право осуществлять следующие виды валютных операций:

-переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках;

-валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

 

За деятельностью резидентов и нерезидентов установлен валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и ЦБ РФ. Так, ЦБ РФ устанавливает единую порядок оформления паспортов валютных сделок, совершаемых резидентами. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» утверждает следующую форму паспорта:

Код формы по ОКУД № 0406005

Форма 1

(оформляется по контракту)

 

(Наименование уполномоченного банка)

Паспорт сделки от  "

 

"

 

20

 

года  №

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

 

/

 

Лист 1

1. Сведения о резиденте

1.1.

Наименование

 

 

1.2.

Адрес:

Субъект Российской Федерации

 

 

 

Район

 

 

 

Город

 

 

 

Населенный пункт

 

 

 

Улица (проспект, переулок и т.д.)

 

 

Номер дома (владение)

 

Корпус (строение)

 

Офис (квартира)

 

               

 

1.3.

Основной государственный регистрационный номер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.

Дата внесения записи в государственный реестр

 

 

.

 

 

.

 

 

 

 

 

1.5.

ИНН/КПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реквизиты иностранного контрагента

Наименование

Страна

наименование

код

1

2

3

 

 

 

3. Общие сведения о контракте

Номер

Дата подписания

Валюта цены

Сумма

Дата завершения исполнения обязательств по контракту

Особые условия

наименование

код

зачисление на счета
за рубежом

валютная оговорка

ввоз/вывоз товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

проведение строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Информация о разрешениях

Номер

Дата

Сумма

Срок окончания действия разрешения

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Справочная информация

Номер паспорта сделки, оформленного
до 18 июня 2004 года

 

Номер паспорта сделки, ранее оформленного в другом
уполномоченном банке

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

 

/

 

 

Номер и дата переоформления паспорта сделки

 

 

Дата

 

 

/

 

 

/

 

 

 

 

 

Информация о закрытии паспорта сделки

Дата

Основание

 

 

Лист 2:      паспорта сделки №

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

 

 

 

 

/

 

/

 

 


6. Специальные сведения о контракте

6.1. Условия о сроках и порядке расчетов по контракту:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2. Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата):

 

 

 

 

 

6.3. Дата оформления листа 2:

 

 

/

 

 

/

 

 

 

 

 

 

Также необходимо заполнять установленную форму уведомления  об открытии и закрытии счетов и вкладов. Форма дана в Приказе ФНС РФ от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518 «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».

                Подводя итог, хотелось бы заметить, что внешнеэкономическая деятельность многообразна, и регулируется значительным массивом нормативно-правовых актов, которые не представляется возможным рассмотреть в рамках одной статьи. Однако наши юристы с радостью разъяснят все возникшие  у Вас вопросы более детально.

 




[1] Контролируемые товары - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст.1, ФЗ «Об экспортном контроле»).

[2] п.1, ст.29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

[3] п.1, ст. 34 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

[5] Ст.2, ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».

[6] ст.2, Постановление Правительства РФ «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации».

[7] ст.2, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Новoсти и статьи

  • Новости
  • Статьи