Правовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в РФ регламентируется ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.2006 N 109-ФЗ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
  Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» отменил регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и ввел миграционный учёт иностранных в Российской Федерации. Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование территориального органа ФМС о прибытии иностранного гражданина. Это необходимо сделать в течение трех рабочих дней после прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Постановка иностранного гражданина на учет осуществляется Принимающей стороной (это могут быть граждане России, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает либо работает, администрация гостиницы, в которую заселяется иностранный гражданин). Иностранный гражданин по прибытии предъявляет Принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется на границе, при въезде в Российскую Федерацию. На основании документов иностранного гражданина Принимающая сторона заполняет Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Бланк данного уведомления размещен на официальном сайте ФМС РФ .  Далее принимающая сторона в течение одних суток представляет указанный бланк, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты в территориальный орган ФМС. За постановку на миграционный учет Принимающая сторона уплачивает государственную пошлину :  2 рубля за каждые сутки пребывания, но не более 200 рублей. Территориальный орган Федеральной миграционной службы проставляет в Уведомлении отметки о его приеме и возвращает отрывную часть Уведомления Принимающей стороне. Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет. Иностранный гражданин также вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. При отъезде иностранного гражданина с территории РФ отрывная часть Уведомления должна быть возвращена в ФМС.  Нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность иностранного гражданина в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей, и даже административное выдворение за пределы РФ.
В зависимости от срока пребывания иностранного гражданина в РФ, законодатель установил 2 режима:
• Безвизовый (срок пребывания не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В этом режиме гражданин просто проходит процедуру постановки на миграционный учет, описанную выше;
• С получением визы.
Визовый режим установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 98 «О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».
Для оформления визы иностранному гражданину необходимо обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации и представить следующие документы:
• документ, удостоверяющий личность;
• заполненную визовую анкету с одной фотографией;
• фотографию размером 3 × 4 см;
• полис медицинского страхования
• если иностранный гражданин ходатайствует о выдаче визы на срок более трех месяцев, он должен дополнительно представить сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Для получения визы необходимо иметь приглашение на въезд в Российскую Федерацию, которое оформляется в ФМС.
В зависимости от целей въезда возможно получить одну из следующих виз:
• частную;
• деловую;
• гуманитарную;
• учебную;
• рабочую.
Виза выдается на определенный срок, который можно продлить. Для этого следует обратиться в ФМС  по месту постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, либо по месту его фактического пребывания, либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании письменного заявления иностранного гражданина и ходатайства пригласившего лица, а также документов, подтверждающих необходимость такого продления. Помимо этого, следует представить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, отрывная часть Уведомления о прибытии, ходатайство о приглашении, две фотографии размером 3×4 см и квитанция об уплате государственной пошлины (ее размер установлен НК РФ). По истечении разрешенного срока пребывания и не пролонгирования его, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.
ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает особенности трудовой деятельности иностранцев. Существенные изменения в данный акт были внесены ФЗ от 19.05.2010 N 86-ФЗ. Далее будут подробно рассмотрены следующие виды трудовой деятельности иностранных граждан в РФ:
• Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
Разрешение на работу выдается ФМС в зависимости от срока временного пребывания или от срока, на который с работником заключен трудовой или гражданско-правовой договор (но не более 1 года). Заявление о выдаче разрешения на работу иностранный гражданин может подать лично или через представителя, а также через организацию, которая заключила с ним договор. Для получения разрешения необходимы следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;
4) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии) .
В течение 10 дней после подачи документов ФМС выдает иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Отказать в выдаче разрешения возможно при непредставлении всех требуемых документов. Отказ можно обжаловать в административном или судебном порядке. Одновременно с выдачей разрешения ФМС уведомляет об этом факте Федеральную службу занятости. Разрешение на работу носит срочный характер с возможностью продления при обращении ФМС по месту постановки на миграционный учет.
• Трудовая деятельность иностранных граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами;
Согласно п.1, ст.13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», высококвалифицированным специалистом является  иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Определяет специалиста как «высококвалифицированного» работодатель или заказчик работ (услуг) на основании документов такого лица об образовании, опыте работы и иных документов и сведений. Однако иностранный гражданин вправе самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись ФМС либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации с ходатайством, содержащим сведения, подтверждающие опыт его работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности и согласие на внесение указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. Не все организации имеют право привлекать  высококвалифицированных иностранных специалистов. Таким правом обладают российские коммерческие организации, российские научные организации, образовательные учреждениями профессионального образования, учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них государственной аккредитации. Помимо этого, организации, желающие привлечь иностранных высококвалифицированных специалистов не должны иметь неисполненных постановлений о назначении административного наказания за незаконное привлечение иностранных граждан или лиц без гражданства к работе в РФ. Итак, чтобы привлечь указанную категорию специалистов, работодатель должен обратиться в ФМС с ходатайством, форма которого устанавливается Правительством РФ. К ходатайству необходимо приложить пакет документов:
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом;
- письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией высококвалифицированного специалиста;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, либо выписку из государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации, если работодателем является филиал иностранного юридического лица.
Решение о выдаче или невыдаче разрешения принимается ФМС в течение 14 дней, неправомерный отказ можно обжаловать в судебном порядке. После получения разрешения работодатель должен поставить работника на учет в ФНС РФ и обеспечить ему обязательное медицинское страхование. Разрешение выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с приглашающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на три года для каждого такого продления.
В целях защиты интересов высококвалифицированных иностранных рабочих, законодатель предусмотрел  обязательство работодателей уведомлять ФМС (с периодичностью раз в квартал) о своевременности выплаты работникам заработной платы или о расторжении с ними трудовых (либо гражданско-правовых) договоров.
Преимущество в привлечении иностранных высококвалифицированных специалистов заключается в отсутствии квот на приглашение и на выдачу им разрешений на работу. Перечень должностей, которые подразумевают отсутствие квот, установлен Приказом Минздрасоцразвития от 22.12.09г №1010н. К таким должностям относятся:
Генеральный директор акционерного общества
Генеральный директор объединения
Генеральный директор предприятия
Генеральный директор генеральной дирекции
Генеральный директор межотраслевого научно-технического комплекса
Генеральный директор производственного объединения
Директор департамента
Директор (заведующий) филиала
Директор завода
Директор по экономике
Директор представительства
Директор фабрики
Директор (начальник, уполномоченный) дирекции
Директор (начальник, управляющий) предприятия
Директор фирмы
Директор акционерного общества
Директор объединения
Инженер по защите информации
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
Президент ассоциации (концерна, корпорации и др.) (общественно-экономической организации)
Председатель правления
Заместитель председателя правления

• Трудовая деятельность иностранных граждан у физических лиц.
По данному вопросу в законодательство (ст.13.3 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ») были внесены изменения, касающиеся выдачи патента иностранным работникам. Законодательство не дает официального определения патента. Однако, исходя из анализа соответствующего нормативного материала, можно сделать вывод о том, что патент – это выдаваемое ФМС разрешение на работу для иностранных граждан, прибывших по безвизовому режиму в РФ в целях трудоустройства у работодателей физических лиц на основании трудового или гражданско-правового договора для оказания услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью. Патент действителен на территории выдавшего его субъекта Российской Федерации.  Итак, для получения патента иностранному гражданину следует представить в ФМС:
1) заявление о выдаче патента;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Если иностранный гражданин ранее работал в Российской Федерации, он должен предоставить сведения о видах его трудовой деятельности и документы, подтверждающие уплату НДФЛ.
ФМС РФ в течение 10 рабочих дней принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче патента, о чем уведомляет иностранного гражданина.  Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может продлеваться до трех месяцев. Патент продлевается на следующий налоговый период без обращения в ФМС при условии уплаты НДФЛ. Общий срок действия патента – 12 месяцев со дня выдачи. По истечении 12 месяцев иностранный гражданин может обратиться в ФМС с заявлением о выдаче нового патента.
Становится очевидным, что патент является дополнительным способом контроля над соблюдением законодательства работодателями физическими лицами и дополнительной гарантией защиты прав иностранных работников.
В связи с вступлением в силу с 01.07.2010г Таможенного Кодекса Таможенного Союза, (ТК ТС) принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17, в законодательстве появились некоторые новеллы. Как известно, Таможенный кодекс установил единую таможенную территорию для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (п.1, ст.2 ТК ТС). В соответствии с п.4, ст.95 данного Кодекса, осуществляется единый таможенный контроль лиц, пересекающих границу таможенного союза. Органы таможенного контроля вправе собирать персональную информацию в отношении физических лиц: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, ИНН налогоплательщика (при его наличии). Если лица перемещают через границу товары (как для личного пользования, так и для предпринимательской деятельности), их необходимо декларировать. Также необходимо уплачивать таможенные пошлины,  размер которых зависит от задекларированной стоимости ввозимых товаров. Декларация на указанные товары подается таможенному органу того государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров. Новый Таможенный Кодекс применяется к тем отношениям, которые возникли со дня его вступления в силу.
К сожалению, в данной статье невозможно описать все особенности правового режима иностранных граждан в Российской Федерации, поэтому вы можете обратиться к нашим юристам за более подробной информацией. 

Новoсти и статьи

  • Новости
  • Статьи