Регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров

Данный вопрос урегулирован параграфом 2, частью 4 Гражданского Кодекса РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ. Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Знак обслуживания – это знак, служащий для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг (п.1, ст.1477 ГК). Согласно п.2, ст.1477 ГК правила, применяемые к товарным знакам, аналогичны правилам для знаков обслуживания.  В связи с этим, далее будет говориться о товарных знаках, подразумевая и непосредственное товарные знаки, и знаки обслуживания.

Государственная регистрация товарных знаков осуществляется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Порядок регистрации установлен Приказом Минобрнауки РФ от 12.12.2007 N 346 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности».

При государственной регистрации товарного знака правообладателю необходимо пройти ряд этапов:

  • Подача заявки на государственную регистрацию товарного знака;

Требования к оформлению заявки утверждены Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания». Правом на подачу заявки обладает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Заявка подается на русском языке. Пакет документов при подаче заявки должен содержать следующее:

1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

4) описание заявляемого обозначения[1].

Помимо этого подаются следующие документы:

1) документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;

2) устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак[2].

Статья 1483 ГК устанавливает ряд знаков, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков:

Знаки, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющиеся общепринятыми символами и терминами; характеризующие товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; представляющие собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров; государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными выше; знаки, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали; обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков; товарные знаки других лиц, заявленные на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющие приоритет; товарные знаки других лиц, охраняемые в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющих более ранний приоритет; товарные знаки других лиц, признанные в установленном ГК РФ порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров; обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК РФ, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара; обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; название известного в РФ на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; имя, псевдоним или производное от них обозначение, портрет или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника; промышленный образец, знак соответствия, доменное имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

С момента подачи заявки она становится публичной, то есть с поданными для регистрации материалами может ознакомиться любое заинтересованное лицо[3]. С даты подачи заявки устанавливается приоритет, подразумевающий право заявителя на первоочередную регистрацию и охрану товарного знака (ст.1494 ГК). Конвенционный приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности[4], если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты (п.1, ст.1495 ГК). Аналогичным образом может устанавливаться  выставочный приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности (п.2, ст.1495 ГК).

  • Экспертиза заявки в Роспатенте;

Проводятся две экспертизы: формальная и по существу. Формальная экспертиза предполагает проверку наличия всех необходимых документов, прилагающихся к заявке. О них упоминалось выше. Экспертиза по существу проверяет сам товарный знак на соответствие требованиям, установленным в ст.1477 и 1483 ГК РФ. Если обе экспертизы прошли успешно и нарушений законодательства не выявлено, Роспатент принимает решение о регистрации товарного знака.

  • Внесение данных о товарном знаке в единый государственный реестр товарных знаков;

На основании решения о государственной регистрации, в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него, осуществляется заключительный этап государственной регистрации - внесение товарного знака в Государственный реестр товарных знаков. В Государственный реестр товарных знаков вносится товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений (п.1, ст.1503 ГК РФ).

  • Получение свидетельства на товарный знак;

Свидетельство выдается Роспатентом в течение 1 месяца после государственной регистрации товарного знака (п.1, ст.1504 ГК). Форма свидетельства установлена Приказом Роспатента от 08.08.2006 N 90 «Об утверждении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм приложений к упомянутым свидетельствам».

 

 

Публикация сведений о государственной регистрации товарного знака.

Незамедлительно после регистрации товарного знака сведения публикуются Роспатентом в официальном бюллетене «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (ст.1506 ГК).

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права (ст.1491 ГК РФ).

 

Государственная регистрация наименования места происхождения товара аналогична процедуре регистрации товарного знака и знака обслуживания, поэтому нет смысла вновь останавливаться на этом подробно. Стоит сказать о самом понятии «место происхождения товара» и перечне документов, прилагаемых к заявке, поскольку они отличаются от документов, подаваемых при регистрации товарного знака. Этому вопросу посвящен параграф 3, часть 4 ГК РФ.

Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта[5], а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п.1, ст.1516 ГК). Не подлежат охране и государственной регистрации наименования, получившие всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, не связанные с местом их производства (п.2, ст.1516 ГК). Например, наименование «одеколон» (eau de cologne), которое в дословном переводе с немецкого означает «кельнская вода».

Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара подается в Роспатент, на русском языке и со следующими документами:

1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

5) описание особых свойств товара[6].

Исключительное право на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент.

Законодательством установлен ряд требований и запретов при регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Разобраться во всех юридических тонкостях процедуры государственной регистрации Вам помогут наши юристы

 

 


[1] П.3, ст. 1492 ГК РФ

[2] П.5, ст.1492 ГК РФ

[3] «Российское гражданское право: учебник», в 2 т., т.1, стр.867., Е.А.Суханов, М.:Статут, 2010

[4] Заключена в Париже 20.03.1883 г, ратифицирована СССР 12.10.1967 г

 

[5]географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты., ст.1 ФЗ от 18.12.1997 N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов».

 

 

[6]П.3, ст.1522 ГК РФ

Новoсти и статьи

  • Новости
  • Статьи